Промышленное прошлое г. Бабаево
В 1822 году на территории, которую занимает нынешний г. Бабаево, владельцем местных деревень помещиком Евреиновым был основан Ново-Никольский завод. Располагался он в деревне Никольский завод, а точнее на месте впадения речки Бурновка в реку Колпь. В «Географическо-статистическом словаре Российской империи», изданной в 1863-1885 годах под редакцией П.П. Секменова – Тянь-Шанского, сказано, что в то время на заводе изготовлялись даже рельсы для железной дороги. А в «Памятной книжке Новгородской губернии за 1871 год» говорится, что завод имел три каменных и восемь деревянных зданий, шпунтовую плотину с четырьмя шлюзами и паровую машину в 18 лошадиных сил. На заводе в то время работало 20 кричных мастеров, 14 катальщиков, 395 подсобных рабочих, и до 400 возчиков, грузчиков, других людей занятых заготовкой топлива, древесного угля, доставкой болотной руды для производства кричного железа и других подсобных работ. По данным же за 1884 год на Ново-Никольском заводе изготовлялось 31300 пудов телеграфной и сортовой проволоки, почти 19 тысяч пудов гвоздей и телеграфных крюков. Через некоторое время завод вместе с многими прилегающими землями был продан помещику Балашову.
По причине нерентабельности Ново-Никольский завод был закрыт, а бывший его хозяин Балашов основал лесопильный завод, который располагался когда-то на месте нынешнего Бабаевского хлебозавода. После этого лес в разделанном виде доставлялся водным путем вплоть до Ярославля и дальше, а с открытием железной дороги Санкт-Петербург – Вологда пиломатериалы стали доставляться, например, на Путиловский завод, расположенный возле Санкт-Петербурга. На заводе изготовляли шпалы, тес, рейку и прочую продукцию из леса. Для обслуживания работ на заводе бы паровик, который приводил в движение 9 пилорам, с 6-7 пилами в каждой. Рабочие жили рядом в построенных для них бараках. От завода до лесозаготовительных участков и до железнодорожной станции, в 1911 году, была проложена узкоколейка. Лес заготовляли возле д. Пальцево, а также сплавляли по реке Колпь. Сплавленный лес загоняли в специальный водоем, который назывался бассейн. Он располагался рядом с заводом. Местечко так и называется до сих пор «бассейн», хотя уже и выходит из разговоров нынешних жителей города. В 1901 году на правобережной части реки Колпь началось строительство железной дороги, в том числе вокзала и паровозного депо. Работами руководил начальник строительного участка Я.П. Пономаренко. Для сооружения вокзала, кстати, использовался кирпич местного производства. В 1904 году на железнодорожную станцию Бабаево пришел первый паровоз, а регулярное движение через станцию началось с августа 1905 года. Паровозное депо было оборудовано на 15 мест для постановки на ремонт паровозов. Имелась своя электростанция и котловая, а также водонапорная башня на два бака. К 1910 году на станции было 13 стрелок, 3 поста, 5 телеграфных аппаратов. Постепенно при железнодорожном узле были построены товарная контора, помещение для хранения багажа, больница, магазин, а также отрыто железнодорожное училище. Железнодорожная станция росла и расширялась, чтобы в скором будущем передать свое название уже городу Бабаево.